Аriodant (ariodant) wrote,
Аriodant
ariodant

Category:

Георг Фридрих Гендель. Alexander’s Feast_HWV 75_1736_Ode in Honour of St. Cecilia

Образ Александра Македонского привлекал Генделя, который написал о нём три произведения.


Хочу немножко рассказать уважаемым коллегам об оратории «Александерс Фест». В переводе используется выражение «Пиршество (или празднество) Александра». Но я бы назвал как «Пьянка Александра», это название мне кажется больше подходит...
Помимо великих военных достижений, Александр оставил историкам большую загадку.

Красивейший город Персии и его столица -Персиполь- был сожжён, хотя в этом не было никакой военной или стратегической необходимости.

Историки, среди которых Плутарх, сходятся на основной версии, что Александр сжёг город по-пьяни.

Другая версия дополняет первую. Такая себе крававица-гетера Таис, «походная жена» Македонского, была продана в рабство персами. Воспользовавшись своим положением, она спровоцировала пьяного Македонского сжечь самый красивый город Персии и дворец Ксеркса. Целью Таис была месть Персии за сожжение Ксерксом Афин.

Третья версия-музыкант по имени Тимофей из свиты Александра, своими песнями спровоцировал опять же пьяного Македонского отомстить персам за погибших греческих воинов.

В общем, город был сожжён, и это уже исторический факт.

Вот об этой эпической пьянке и идёт речь в оратории Генделя.

…………………………………………………………………………………………………

У оратории есть второе название-«сила музыки»...

В моей далёкой юности как-то собралась компания студентов. Слушали бабинник и пили какой-то советский шмурдяк. Вдруг во время песни с такими словами:

                                  Вырву из тетрадки я листок вкосую

                                  По-английски крупно напишу «Ай лав ю...»

один из моих друзей, красавец парень, начал плакать горькими слезами.

Вот тогда я понял, что музыка имеет очень большую силу...

Так же примерно подействовало и на самого Александра Македонского пение Тимофея, музыканта и певца из его свиты.

В оратории Тимофей появляется в самом начале сразу после увертюры и начинает свой «сольный концерт».

Первым номером идёт соло на лире, и композитор в его лиру вставляет целый трёхчастный арфовый концерт (единственный у Генделя)

Нехило играл Тимофей, только послушайте! Хотя удивляться нечему: у великих королей на службе всегда были великие музыканты.

………………………………………………………………………………………………….

Первая песня Тимофея –конечно же о главном греческом боге Юпитере.

Повествование в аккомпанированном речитативе ведёт сопрано, рассказывая, как как Юпитер добивался любви Олимпии.

                                                    Песня началась с Юпитера,

                                                    Который оставил Олимп –

                                                     Такова власть могущественной любви!

                                                      Огненный дракон прятал ее от бога;

                                                      Испуская громы и молнии,

                                                       Он искал Олимпию.

                                                       И когда он приник к ее нежной груди

                                                       И обнял ее нежное тело,

                                                       Запечатлеть эту картину

                                                        Мог бы только Властитель мира.

(от себя не могу не добавить, что эту картину запечатлел художник Giulio Romano;-), которую в интернете вы легко найдёте)

При этом Юпитера с Олимпией Тимофей не приминул сравнить с Александром, обнимающем крававицу Таис.

Собравшаяся публика подобострастно начала поддакивать, называя Александра новым богом на земле.

Далее время подошло к употреблению спиртных напитков, и под это дело появляется специальный греческий бог Бахус, который басом поёт свою арию (а может сам Тимофей поёт басом от имени бога пьянства)...Под застольную музыку, которая вполне тянет на фестивальный гимн, всем солдатам к их неописуемой радости разливается вино.

                            Бахус, всегда прекрасный и молодой,

                            Освящает праздничное вино.

                            Благословение Бахуса приносит радость,

                            а вино-удовольствие солдатам.

                            Богатое сокровище,

                            Сладкое удовольствие,

                            Сладкое удовольствие после страданий.

Посоловевший от вина Александр уже готов бросать вызов Земле и Небесам, и поэтому Тимофей меняет тематику песен, переходя на печальный тон.

Следующий его номер-песня, в которой оплакивается побеждённый персидский король Дарий.

                            Он пел о Дарии, великом и добром,

                            по воле жестокой судьбы

                            павшем, павшем, павшем.

                            Павшем с высоты своего положения,

                            и валяющемся в своей крови.

                            Покинутый в его крайней нужде теми,

                            кого его прежняя щедрость кормила.

                            На голой земле, брошенный на произвол судьбы,

                            он лежит, и нет друга, чтобы закрыть ему глаза.

(Дарий правил многонациональной сверхдержавой (28 народов!) с границами от Греции и Египта до Индии и владел греческими колониями. Македонский начал свои походы именно с освобождения порабощённых греков.

Дарий лично повёл свою армию против Македонского, но проиграл ему два решающих сражения, и оба раза был вынужден спасаться бегством с поля боя. Потерявшего власть короля убили свои же, бросив на съедение шакалам и стервятникам. Македонский сам приказал его похоронить с царскими почестями...)

От этой песни Александр начинает обливаться слезами и нечленораздельно что-то мычать, чего летописцы записать не смогли...

………………………………………………………………………………………………….

Тимофей, видимо, был удовлетворён воздействием своей грустной песни о гибели персидского царя Дария. Александр Македонский даже слезу пустил…

Далее «мягко, лидийским ладом» мудрый Тимофей предлагает присутствующим переключиться на совсем другую тему, потому что:

                            Война-это тяжёлый труд и горе

                            а честь – только пустой звук

                            Никогда не заканчивает,

                            но всегда начинает все войны

                            и всё губит...

И далее призывает Александра заняться любовью

                            Если ты хочешь добыть мир себе,

                            Думай, о думай о радости наслаждения.

                            Прекрасная Таис сидит рядом с тобой!

                            Радость посылают тебе боги!

Утомлённый властитель мира под аплодисменты своей свиты наконец падает на грудь Таис...

Конец первой части оратории.

Между частями должно исполняться кончерто гроссо, специально написанное для оратории, которое так и называется- "Alexander's feast"

………………………………………………………………………………………………….

Итак, первая часть оратории закончилась гимном музыке и любви в исполнении хора.

Представитель музыки Тимофей и представительница любви Таис довели Александра Македонского «до кондиции». И всё было бы хорошо, если бы эта гулянка и концерт Тимофея закончились просто любовными утехами.

Однако Тимофей пошёл дальше, потому и вошёл в историю.

Следующей его песней стал громогласный призыв к насилию.

                            Возмездие, возмездие, Тимофей кричит;

                            Смотрите – Фурии поднимаются!

                            Смотрите, каких змей они несут,

                            Как они шипят в их волосах,

                            Как сверкают их глаза!

Вконец охмелевшим греческим воинам во главе с Александром, уже начавшим кемарить после вина и любви, с такого резкого перепугу представилось ужасное появление павших в боях соотечественников.

От их имени Тимофей призывает Александра отомстить персам за все исторические потери и обиды, нанесённые грекам (а было и разрушение Афин, и оккупация Анатолии...)

Для отображения этих образов Гендель ничего особенного не придумывал и использовал простые и понятные слушателям приёмы:

-громовые возгласы выкрикиваются под барабаны;

-выход из преисподней павших греков происходит под низкие звуки трёх фаготов;

-а призыв к мести-под звуки трубы, «которая зовёт»...

А тут ещё любовница-гетера Таис подлила масла в огонь, желая также мести персам за то, что продали её в рабство. Она прямо впереди царя хватает факел и поджигает величественный зАмок, построенный ещё Ксерксом (привет опере «Ксеркс»!).

В итоге концерт великого музыканта Тимофея, реального прототипа мифического Орфея, закончился величайшим пожаром.

(Ой, чувствует моя душа, что Тимофей и Таис были в сговоре...)

Такова сила музыки, о чём упоённо вещает нам тенор-рассказчик, возомнивший себя евангелистом.

                            Вот так, давным-давно,

                            когда колокола еще не звенели,

                            когда оргАны были еще безмолвны,

                            Тимофей легким дуновением своей флейты

                            и громкозвучной лирой

                            надрывал душу,

                            вызывая ярость и сострадание.

………………………………………………………………………………………………….

На смену греческому кобзарю Тимофею, впервые показавшему влияние музыки на психику и поведение человека, приходит богиня музыки Цецилия, которой и посвящена оратория.

Её приход извещается очень красивым хоровым номером с такими словами:

                            Наконец явилась божественная Цецилия,

                            создательница песенного искусства.

                            Благозвучными мелодиями

                            из своего священного богатства

                            она расширила прежние границы музыки.

                            И, добавив протяжности торжественным звукам,

                            создала с остроумием матери Природы искусство, неслыханное прежде.

Древний Тимофей теперь должен отдать пальму первенства Цецилии, или как минимум разделить с нею корону первого музыканта в истории.

В заключительных номерах оратории радостно воспевается любимая богиня музыки, покровительницы всех музыкантов.

Речитатив:

                            Пусть громко звучат ваши голоса,

                            поднимаясь к небесному своду,

                            славя священное имя Цецилии.

                            Перед Небом и нею мы в долгу за музыку.

                            Мы благословляем ее и громко поём ей славу!

Дуэт сопрано и меццо:

                            Будем подражать ее мелодиям!

                            И пусть этот вечер навеки утвердит

                            святость Гармонии и святость Любви.

Далее Гендель вставил свой органный концерт, видимо исполняемый самой Цецилией.

В записи вучит 4 часть Allegro из Op.4 №4 фа минор, хотя должен быть Op.4 №1 соль минор.

Заканчивается оратория хором с текстом из предыдущего дуэта.


Subscribe

  • Гендель. Оратория La Resurrezione_HWV 47_1708

    Полная запись оратории с русскими субтитрами. Написание оратории было приурочено к празднику Пасхи. Впервые она была исполнена в Великое…

  • Феррандини. Плач Марии.

    Музыка Феррандини, а раньше приписывалась Генделю. Поэтому каталожный номер HWV 234 Слова неизвестного автора. Субтитры мои...

  • Гендель. Оратория "Семела"_Semele_HWV 58_1744

    Имея запись с Бартоли, которая имеет статус эталонной, я думал, что тема "Семелы" для меня давно закрыта. Хотя других записей этой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments